Самарская областная универсальная научная библиотека
приглашает на лекции и беседы по философии и культуре,
которые будут проходить в философской школе «Симпозион».
Занятия будут проходить в Самарской областной универсальной научной библиотеке в апреле-июне 2015 года
по средам, в 18.00, по адресу: проспект Ленина, 14 А, ауд. № 204 (многофункциональный зал), 2 этаж.
Вход свободный!
Научный руководитель школы «Симпозион» - доктор философских наук, проф. С. А. Лишаев (Самарская гуманитарная академия)
Цель работы философской школы: создание возможностей для общения с профессионалами, с людьми, которые пишут книги по философии и другим гуманитарным наукам, читают лекции, проводят семинары в ведущих самарских вузах. Мы уверены, что философия, теория культуры, искусствоведение могут говорить на понятном любому образованному человеку языке на интересные и актуальные для современного человека темы.
Уточненный и аннотированный план работы на апрель-июнь 2015 года
Апрель-май
Лекционный цикл. Тема: Миф и кино (22,29 апреля, 6 мая)
Занятия проводит кандидат философских наук, доцент М. А. Корецкая (Самарская гуманитарная академия).
1. Язык мифа и кинообраз (22 апреля)
Кинематограф – фабрика не столько грез, сколько мифов, причем именно способность создавать мифы превращает кино в «важнейшее из искусств», делая его орудием не просто «массового обольщения», но и воздействия на массовое сознание. Специфика мифологических рассказов и их функции в традиционном и современном обществе. Запрос массовой аудитории на современные формы мифа. Особенности кинематографического языка, позволяющие кинематографу творить мифы. Зрительский опыт как погружение в «сакральную» реальность.
2. Экранизация мифа: трудности перевода (29 апреля)
Жанровые особенности традиционных мифологических рассказов (мифа, сказки, эпоса и т.п.) и трудности при их переносе этих жанров на экран. Конфликт эзотерического характера мифа и экзотерического характера кино. Структуры мифологических нарративов как основа киноповествования. Востребованность эпического жанра в кинематографе и ее причины. Трансформация элементов эпоса при его адаптации к экрану: удачи и провалы. Обращение к стилистике эпоса при создании исторических фильмов и ее результат: создание эффекта реальности исторического прошлого. Специфика экранизаций сказок и неизбежные потери: просвещенческая цензура и эскапизм.
3. Синтез современных мифов средствами кинематографа (6 мая)
Работа мифа по созданию идентичностей и синтезу коллективной памяти. Кинематограф как средство идеологического воспитания. Образ героя и образ врага, утопии и апокалипсисы – ожидания и фобии коллективного бессознательного в мифологической оболочке. Современный феномен «культовых фильмов» и инверсия мифа: когда мифологический текст более или менее откровенно и осознанно цитируется, итоговый кинопродукт получает статус увлекательного вымысла. Синтез мифа в кино имеет место тогда, когда рассказанное воспринимается всерьез как истинная история, обосновывающая социальный или мировой порядок.
МАЙ-ИЮНЬ
Лекционный цикл. Тема: Чувство времени (по ту сторону эстетики прекрасного)
27 мая, 3, 10 июня
Занятия проводит д.ф.н. проф. С. А. Лишаев
1. Образы времени как предмет созерцания
(от эстетики прекрасного к эстетике времени) (27 мая)
2. Старое и ветхое как предмет влечения. (3 июня)
3. Молодое, юное и мимолетное как эстетические расположения. (10 июня)
Опубликовано: 20 April 2015 | Другие новости